| ИСТОРИЯ КОВРОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Ковровое исскуство возникло в условиях натурального хозяйства, когда обработка шерсти являлась одним из основных занятий человека. К самым ранним указаниям на производство ковровых изделий относится изображение вертикальных и горизонтальных ткацких станков в Древнем Египте на памятниках, относящихся к XIV веку до н.э.
Многие историки сходятся на том, что изобретателями ковра были безымянные кочевники Центральной Азии. Ковер для кочевника был незаменимым предметом интерьера - он защищал от холода и сырости, мог служить входной дверью шатра, или его полом. Персы умели ткать ковры еще 2400-2500 лет назад. Именно так учеными оценивается возраст первого сохранившегося до наших дней восточного ковра. Он был найден на Алтае советскими учеными в археологической экспедиции под руководством Руденко и Грязнова. Благодаря вечной мерзлоте содержимое усыпальниц Пазырыкских курганов хранилось в течение тысячелетий. Одной из находок Пазырыка оказался ковер иранской работы, ставший настоящей сенсацией. Эта находка свидетельствует об уникальном факте: спустя столетия классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких изменений.
История сохранила для нас рассказ об одном из первых шедевров персидских мастеров - "Весеннем ковре" царя Хосрова I, сплетенном в VI веке в честь победы персов над римлянами и завоевания Аравийского полуострова. "Весенний ковер" был, без сомнения, самый дорогим ковром в истории. Это в то время имело и политическое значение - такой ковер был символом власти и мощи, а его красота символизировала божественное происхождение царя. Размеры ковра были поистине гигантскими: 122 метра в длину, 30 метров в ширину, а весил он несколько тонн. Но самое потрясающее - узор этого ковра. Земля была вышита нитями из золота, вода - прозрачными драгоценными камнями. Цветы и плоды на деревьях были также из самоцветов. Предания повествуют, что когда расстилали этот ковер, весенний воздух проносился по залу. Но в середине седьмого века Персию захватили арабы, и "Весенний ковер" не пережил нашествия: завоеватели разрезали его и увезли из захваченной столицы по частям.
Ковры всегда считались особой деталью интерьера. С самых древних времен и по сей день. они выполняли не только утилитарные, но и декоративные функции, всем своим внешним видом указывая на благосостояние своего владельца.
Самые первые попытки украсить свои жилища коврами совершались ещё во времена первобытнообщинного строя, когда шкуры, брошенные на земляной пол, являлись прекрасными подстилками, на которых можно сидеть или спать. Однако им было очень далеко до рукотворных экземпляров, которые использовались кочевниками Центральной Азии.
Уже в III веке н.э. на Востоке, в Персии, существовали ковродельческие мануфактуры, изготавливающие изделия такого качества, что некоторые из них сохранились до нашего времени. Наличие ярких красивых ковров в доме считалось признаком достатка и высокого социального положения. Неудивительно, что первое, что приобреталось в новый дом, были дорогие ковры. Они заглушали звуки шагов, по ним тепло было ходить, они и сейчас считаются важнейшей частью интерьера любого восточного дома.
Благодаря своей красоте и практичности персидские ковры, а также технологии их изготовления, распространились и по другим странам, в которых они приобретали особенные национальные черты, проявляющиеся в узорах, расцветках, используемых материалах. Но, несмотря на это, всех их объединяло ручное производство и, следовательно, высокая стоимость.
Так продолжалось до появления автоматических ковротканных машин, которые, безусловно, позволили снизить стоимость производства ковров, но и лишили их индивидуальности. Появление синтетических материалов дало возможность ещё больше снизить стоимость изделий и сделать их доступными каждому. Однако этот факт не привел к исчезновению ковров ручной работы, наоборот, они стали цениться ещё больше.
Неудивительно, что каждый, кто создает уютный дом, мечтает приобрести уникальный, красивый и качественный ковер ручной работы, который подчеркнул бы индивидуальность жилища и сделал бы интерьер неповторимым.
Если классифицировать ковры по способу изготовления, то их можно разделить на ковры, сотканные вручную, мануфактурные ковры (наполовину вручную), а также ковры машинной работы.
Все существующие ковры также можно разделить на ворсовые и безворсовые. Ворсовые ковры сегодня наиболее популярны. Мягкий ворс образуется из выпущенных наружу концов связанных в узелки нитей. Их либо подстригают, либо оставляют нетронутыми.
Качество любых ковров определяется следующими показателями:
а) основные: это материал ворса и плотность узелков;
б) второстепенные: это тщательность плетения, композиция и рисунок, цветовая гамма, нити основы, обработка края ковра.
Материал ворса: по этому показателю разделяют три вида ковров: шелковые, шерстяные, а также гибридные, т.е. ковры из шерсти с шелком.
Чисто шелковый ковер отличается большой плотностью (см. ниже), насыщенностью узоров, легкостью, гладкостью и мягкостью фактуры. Шелк обладает относительно высокой степенью светопреломления, поэтому шелковый ковер в буквальном смысле блестит и очень часто «меняет» свой цвет в зависимости от степени освещения и угла зрения.
Шерстяные ковры в отличии от предыдущих, менее плотны, относительно тяжелы, имеют более грубую фактуру. Высокий ворс (10 – 15 мм) – другая отличительная черта этих ковров.
Ковры из шерсти с шелком в буквальном смысле являются золотой серединой. Эти ковры могут иметь плотность как шелковых, так и шерстяных ковров. По весу они также занимают промежуточное положение между двух предыдущих видов (примерно 2 – 2,5 кг/м2). Высота ворса: 5 - 6мм. Шерсть, использованная в таких коврах менее грубая, чем в чистошерстяных коврах. И наконец, благодаря наличию блестящего шелка на матовом шерстяном фоне, эти ковры имеют выразительную фактуру. Стоимость таких ковров прямо пропорциональна количеству использованного шелка в них.
Плотность ковра определяется числом узелков в квадратном метре. Чем мельче узелков, тем плотнее ковер, и наоборот. Плотность шелковых ковров варьирует от 1 000 000 до 1 300 000 / м2. Шерстяные имеют плотность 500 000 – 700 000 /м2. Гибридные ковры очень разнообразны по этому показателю: их плотность может меняться в диапазоне от 500 000 до 1 500 000 /м2.
Эти два показателя являются основными. Но есть и другие дополнительные факторы, которые влияют скорее на качество работы над ковром, чем качество самого ковра. Это на прямую увеличивает затраты на производство данного ковра, а значит и на его стоимость. К этим факторам относятся:
Тщательность плетения: этот показатель определят «качество работы рук мастера». Это качество можно определить следующим образом: во первых, внимательно посмотрите на узоры и рисунки на ковре. Определите для себя, насколько композиции на ковре являются симметричными. Абсолютной симметрии, конечно, вы никогда не найдете, но «на глаз» вы не должны замечать нарушения симметрии. Теперь, переверните ковер на изнанку. Посмотрите, насколько однородны ряды узелков. Чем больше этой однородности, тем тщательнее работа мастера.
Композиция и рисунок: сложность композиции и рисунка ковра, безусловно, влияет на время, затраченное на его изготовление. Этот параметр, также показывает уровень мастерства. Сложные композиции придают рисунку ковра естественность. Это как работа художника над картиной, или работы дизайнера над своим «проектом». Чем больше деталей, чем разнообразнее виды узоров и линий, чем разнообразнее цветовая гамма, тем сложнее композиция.
Цветовая гамма: напрямую связана с предыдущим показателем. Разнообразие использованных нитей по цветовой гамме делает композицию более сложной. Однако, говоря о цветовой гамме, мы подразумеваем и цвета, использованные в «массе» ковра. Чем насыщеннее цвета, использованные в ковре, тем дороже ковер. Поэтому черные ковры относительно дороже, чем светлых ковров (при наличии одинаковых других показателей!).
Нити основы ковра: это те нити, на которых плетутся узелки ковра. Поэтому их называют основой ковра. Основа может быть как шерстяной, так и шелковой. Ковер на шелковой основе будет дороже, чем на шерсти исключительно из-за разницы стоимости материалов. На само качество ковра это показатель не влияет.
Обработка края ковра: иногда мастера кроме основной композиции, которая придумана дизайнером, выполняют дополнительную работу. Мастер может от себя придумывать какую-то композицию и выполнить ее по краям ковра, там, где по первоначальному дизайну должно было бы пусто. Эту работу может выполнять не каждый мастер, поскольку для этого нужно самому обладать дизайнерскими навыками.
|